Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь в Неделю Всех Святых

07.06.2015
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение озвучивает, пожалуй, одну из самых радикальных, как нам кажется, мыслей Христа: тот, кто не любит Его более, чем своих собственных отца и мать, не достоин Его. С одной стороны, говорить что-либо о радикальной или нерадикальной мысли в Евангелии на самом деле глупо, потому что весь Новый Завет обращает к нам то требование Бога, которое объективно взять и исполнить мы практически не можем. В отличие от Ветхого Завета, который пусть во многих деталях, во многих каких-то заповедях, которые нам кажутся даже в чем-то странными, исполним. Но Новый Завет с его центральной мыслью – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», объективно очень слабо укладывается в нашу картину.

Сегодняшние слова Христа кажутся еще более радикальными еще и потому, что мы привыкли, что церковь призывает нас к сохранению семьи, семья входит в состав традиционных ценностей и далее, далее, далее. То есть казалось бы, вот уж этих слов здесь точно не может быть. И мы забываем об одной очень простой вещи: в духовной жизни, равно как в любом другом начинании человека существует определенная этапность. И очень часто мы обращаем внимание на последние слова, не заостряясь на первых. Точно так же и здесь. Сегодня мы празднуем День памяти Всех Святых, и не случайно это евангельское чтение именно в день сегодняшний. Оно о всех тех людях, которые предпочли все оставить и за Богом последовать. И это все могло быть очень разным. 

Есть те подвиги и примеры, которые никак не укладываются в наш образ жизни, в наш образ мыслей. Арсений Великий – учитель императоров- оставляет все и уходит в пустыню. Алексий человек Божий, уходит во время брачной ночи, и долгие десятилетия его семья не знает, где он. Это то, чего мы не можем, как правило, ни принять, ни осмыслить, такой очень странный, очень своеобразный путь жизни. Но главная идея здесь в том, что прежде чем стать святым, нужно стать христианином. А прежде, чем стать христианином, нужно научиться быть человеком. Вот эти первые два пункта мы, как правило, просматриваем мельком и обращаем внимание только на третий, на последний. И понимаем, что «я-то вот от этой высоты отстою на столько, что мне никогда ее не достигнуть». Не понимая, что между мной и этим последним пунктом еще, как минимум, две важные вехи.

Слова о предпочтении одной любви другой уместны только для того, кто хотя бы умеет любить. Ну хотя бы своих ближних. Для того они имеют какой-то смысл. Если же в массе ситуаций я люблю только, в основном, себя, и ближних люблю потому, что они являются частью меня, частью моего мира, то говорить здесь что-либо о том, кто предпочтет какую любовь которой- любовь ли к ближнему, любовь ли к Богу- вообще не о нас. Мы должны научиться любви хотя бы к ближнему. Иначе нам нечего предпочитать. Мы давно предпочли в этом случае только одну любовь – которая к себе. Вот от нее нам нужно суметь уйти. И как часто мы, в том числе, и даже этими словами подтверждаем скорее правоту свою и любовь к себе же, говоря: «Вот и наши ближние не принимают то, что говорим им мы. Вот и наши ближние не разделяют то, что разделяем мы. Вот и Христос говорит». И мы находим свою правоту в Его словах. Но Христос здесь не говорит о том, что нужно отринуть эти родственные связи, Он не говорит о том, что нужно забыть о том, что эти люди существуют. Он говорит об определенной системе ценностей, как они должны быть выстроены. И это также определенная система, в том смысле, что в ней нет пробелов: в ней нет Бога, а потом пустоты, а потом меня. Там также Бог, ближние и я. И я нахожусь на третьей позиции. Как правило, моя система ценностей перевернута совершенно наоборот: я на первой, если очень повезло ближним, то они на второй, ну и в очень исключительных и редких случаях иногда бывает, что место для Бога на третьей и находится. Иногда не находится и в системе ценностей Он движется куда-то еще. Вот эти вещи мне важно понять. Нужно научиться последовательно идти по этому пути. Не случайно целый ряд классических трудов так или иначе построен по такому принципу: та же самая «Лествица» Иоанна Лествичника, символом, от которого получает свое название, берет лестницу восхождения. Невозможно запрыгнуть на тридцатую ступень, не пройдя двадцать девять предыдущих.

Поэтому поставим перед собой такие совершенно конкретные, предельно конкретные задачи. Каждый раз, когда мы рассчитываем полюбить наших ближних, где-то там, далеко за горизонтом, считайте, что мы не достигнем этой цели вообще никогда. Нам нужно просто взять и задать себе вопрос: «А что было бы приятно моему ближнему? Что бы моя жена хотела, чтобы я сделал?» Или: «Что бы мой муж хотел чтобы я сделала? Мои дети?». Уж я даже не говорю здесь про более широкий круг. Начнем хотя бы с самого узкого. И, как правило, ведь каждый из нас знает ответ, чего объективно от нас хотят. И если мы не дистанцируемся от этого, или не поддадимся на многочисленные упрашивания или упреки и подадим то, чего от  нас хотят. А если мы прислушаемся, и отдадим от сердца, вот это и будет конкретный шаг, которым я являю свою любовь к своим ближним. Задумаемся об этом, найдем эти конкретные точки, и конкретно в них свое вот это действие и осуществим. И в следующий раз еще раз зададим этот вопрос и сделаем еще шаг, и далее, далее, далее. Пока мы не увидим, что вот уже первый круг, которые стали действительно моими ближними. Я могу расширять его дальше и дальше, и это может, объективно, двигаться бесконечно. И в этом расширении кругов и я начну обретать себя. Казалось бы, я отдаю, но я замечу, что тогда-то я и приобретаю. И каждый раз, когда я пытаюсь алчно удержать у себя, оно просто гниет. И та моя любовь, которая могла бы быть преподана, отдана кому-то, просто тухнет, как вода в недвижимом месте. И никому не приносит ничего. И поэтому вот эти примеры, тысяч, десятков тысяч, и на самом деле, сотен тысяч святых, чью память Церковь совершает сегодня ровно потому, что мы не представляем себе какое огромное количество людей, на самом деле, построили столь глубокие отношения с Богом, что могут называться святыми людьми. Мы даже не знаем их имен. Почему сегодня и совершаем их общую память, всех как таковых. Вот все они – это сотни тысяч примеров того, как реальные, абсолютно живые, настоящие люди эти отношения построили, просто потому, что начали их строить. И всякий бросающий курить завтра, не бросит никогда. Всякий решающийся изменить свою жизнь через неделю или с нового года – не придет к этому никогда. Поэтому, слыша евангельский призыв, мы должны понять, где находимся мы, какова вот эта наша система ценностей, и как она отстроена, верно ли или нет. Если неверно, то поменять ее, и начать прилагать совершенно конкретные шаги и усилия. И тогда, встав на этот путь, мы однозначно дойдем до его финала. Аминь.

Записала Юлия Родонова.