Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь в Неделю пред Богоявлением

17.01.2016
Проповедь в Неделю пред Богоявлением, 17.01.2016. Память собора 70-ти апостолов - свящ. Александр Сатомский
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
В день сегодняшний мы празднуем очень своеобразную, коллективную память семидесяти апостолов. И при этом сегодня, читая определенную житийную справку о них, мы услышали одну важную вещь: объективно этот список никак не равен семидесяти апостолам, которых посылал Христос на проповедь. Сегодня, по большому счету, мы празднуем память первого христианского поколения, тех людей, о которых говорят последующая книга Деяний апостольских, или соборные послания, или тексты апостола Павла. По большому счету, они – некий наш фундамент. Они - то, с чего христианство начиналось, когда не было ни храмов, ни икон, ни облачений, когда это были маленькие разрозненные группы, прячущиеся где-то по городам или по катакомбам совершающие литургию на гробах мучеников. И при всем при этом люди видели и понимали то, что потом, на основании текста евангельского, Ефрем Сирин назовет драгоценной жемчужиной – присутствие Христово.

Евангельская притча говорит, что купец, который всю жизнь занимался скупкой и продажей жемчуга, найдя лучшую из жемчужин, продал всё для того, чтобы приобрести только её. Пусть она будет одна вне его коллекции, но это будет лучшее, что у него есть.

Те христиане точно так же продали всё и купили лучшее, потому что мы помним, что буквально в первое же поколение христиан начинается эпоха гонений. Быть христианином становится не только не почетно, но и небезопасно. И на протяжении нескольких столетий эта эпоха так и движется. До десяти больших гонений мы насчитываем на христиан до IV века. И при всем при этом Христова Церковь, единожды появившись, не девается более никуда.

Сколь отлична наша жизнь от жизни этих людей! Был период времени, когда быть христианином опять стало почетно, когда все первые, вторые, и иногда даже третьи лица в нашем государстве стали присутствовать на богослужениях, когда храмы начали наполняться в праздники. Изменилось ли что-либо в нашем обществе, в котором стало, казалось бы, больше христиан, штучно стало больше? – сказать сложно. Что-то, может быть, и изменилось, но наверно точно не из-за этого.

Вопрос к тому, что вот те слова, которые Христос сегодня обращает к семидесяти апостолам, Он обращает их до сих пор и к нам: «Итак, жатва велика, а делателей мало. Молитесь, чтобы Господин жатвы, т.е. Господь, вывел делателей на жатву свою». Многие воспринимают это как молитву о призваниях, о том, чтобы становилось больше священников. Но это не об этом. Делателями являетесь собственно вы, каждый. Каждый из нас и есть тот самый делатель: в своем кругу, пусть он невелик. Но мы и есть присутствие Бога в мире. Каково оно? Как оно меняет человека? Хочу ли я быть таким или не хочу? При взгляде на Серафима Саровского, я думаю, не возникало вопроса. При взгляде на нас – часто возникает. Отсюда простой и прямой вывод, что объективно вот этого завета Бога мы не исполняем. Мы в чем-то, может быть, очень усечённо, научились личной религиозности, т.е. когда мы потребляем от Бога некие религиозные услуги, мы приобретаем у Него благодать. «Вот, Господи, я сдаю Тебе груз греховный и принимаю от Тебя присутствие благодати». И мы не понимаем, что не это отношение между Богом и нами. Он хотел не открыть сеть религиозных супермаркетов по всему Средиземноморью. Он хотел сделать совершенно другое. И надо заметить, что Он сделал, и не только по Средиземноморью, а вплоть до самых глухих Колымских пределов дошел Свет благодати Христовой: через, иногда, проповедников, а иногда - через исповедников веры. Мы помним, что на наши глухие севера были отправлены тысячи новомучеников, могил которых мы не знаем до сих пор. И среди них были все, кто угодно, начиная от престарелых архиереев и заканчивая просто молодыми прихожанами, которых, казалось бы, ни статус, ни общественное мнение, ни что-то ли еще не обязывало идти на эти мучения. Скажи, что да, это всё предрассудки, и живи себе спокойно. Но люди предпочитали колымские бескрайние просторы отречению от Христа.

Нам объективно очень сложно это даже вместить, просто предположить, что мы можем оказаться на этом же месте. Мы от Христа отрекаемся в течение дня раз несколько, как правило, не прямым образом, безусловно не прямым: где-то умолчав, о чем-то не сказав, на что-то не обратив внимания, проявив, может быть, иногда недолжную и ненужную тактичность. Как правило, мы очень нетактичны на совершение греха. Его мы совершаем энергично, бодро и весело. А вот на совершение благого дела в нас тут же всплывают разные соображения о такте, о дистанции, об уместности, а как это воспримут, а не обидится ли человек и далее, далее. И, как правило, грех мы не откладываем на завтра никогда, мы делаем его здесь и сейчас. Вся наша добродетель живет в дне завтрашнем. Её нужно оттуда призвать в день сегодняшний. Тогда мы объективно теми самыми семьюдесятью апостолами и станем, по факту.
Бог призывает: «Жатва велика!». Он имеет в виду, что до нас сеяли постоянно. И эти посевы-то начинают всходить. В людях была, есть, и, при всем при том, и будет жажда Бога. Она присутствует в каждом. Не все её знают, как её актуализовать и привести в реальность. Что изъедает меня, и что не дает мне спать? Что постоянно меня куда-то движет, и я не знаю куда? Так это эта жажда и есть. Но нет того, кто покажет, объяснит и просто куда-то поведет. А дальше человек справится сам. С ним даже не нужно идти всю эту дорогу, его нужно просто направить. Поэтому пример сегодняшний, сегодняшнее евангельское чтение и память этих людей пусть действительно нас путеводствуют по факту. Вот, мы видим, что да, кого-то Христос призвал, и кто-то ушел от этого призвания. А вот кого-то Он не призывал лично, и они сохранили Ему верность до смерти.

Христос говорит: «Блаженны не видевшие, но веровавшие». Будем надеяться, что это блаженство наследуем и мы. Аминь.