Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь в Навечерие Рождества Христова

06.01.2016
Во имя Отца и сына и Святаго Духа.

День сегодняшний – день, когда заканчивается Рождественский пост, день Навечерия Рождества Христова, когда мы подводим определенные итоги того, как мы готовились к этому дню. И зачастую наши итоги внутренне для нас неутешительны, что пост прошел не так, как бы нам хотелось, мы стяжали не те, наверное, плоды, которые бы хотели в итоге.

Но Евангелие сегодняшнее самым удивительным образом всю эту ситуацию ставит совершенно по-другому. Обратите внимание: есть две группы людей, которые идут к родившемуся Богомладенцу. Одни из них приходят непосредственно в ту же ночь, другие - несколько позже. Это пастухи и волхвы. И вот волхвы, увидя звезду на Востоке, думают, интерпретируют, а что это за звезда, что она значит, к чему она появилась. И по их дарам мы видим, как по-разному они поняли этот знак: кто-то приносит дары как Богу, кто-то дары как Царю, кто-то как к смерти. А при всем при том есть пастухи, которые на соседнем поле в ночи пасут стада. И они не интерпретируют ничего. Они никак не готовятся к этому дню вообще, они заняты своими овцами. И вдруг перед ними разверзаются небеса и Ангел благовествует им о рождении Спасителя, после чего они видят ангельский хор и уже потом опрометью бегут к этой пещере узнать, что же там на самом деле произошло, и истинно ли то, о чем они слышали благовествование. И именно пастухи становятся теми, кто первыми сообщают о Рождестве Христовом. Волхвы же, увидев случившееся, тайно уходят в свою страну другой дорогой, чтобы, избави Бог, их никто не узнал, потому что мы помним, что случилось после прихода волхвов. Сколь по-разному Бог являет Себя этим людям, притом, что первые из них не делали ничего, абсолютно ничего: они не готовились к этому, не знали об этом и не слышали об этом. Неужели в том же самом Вифлееме не нашелся бы книжник, который, просиживая часами над страницами Ветхого Завета, искал там этих знаний, искал дня, искал сроков, где родится Мессия, как, когда – да конечно они были! Но Бог посчитал необходимым явить Себя пастухам и никому другому.

Почему? – мы не можем сказать. Но смысл в том, что часто мы, пытаясь явить некое исключительное смирение, в том числе перед лицом самих себя, корим себя в том, что вот мы не должным образом провели пост, вот мы недолжным образом сделали одно, другое, третье, подготовились к причастию, что-то еще. И не понимаем, что при всем-то при этом, мы пестуем ни что иное – как это ни странно - как свою гордость, что я-то должен был бы быть вот таким-то и таким-то, как же так я не дотянул до этого своего максимума? Очень часто, поэтому, и грехи вводят нас в уныние не потому, что мы оскорбили Бога, а потому что «как же я, такой хороший и замечательный, сделал такую отвратительную вещь?».

Вот и здесь аналогичным же образом: мы взвешиваем свои труды и усилия, соотносим их с Праздником и говорим, что нет, они не достаточны. Но мы не можем этого сказать. Апостол Павел говорит: «Я не сужу себя. Пусть судит меня Христос» - в том плане, что я не обладаю вот той уникальной мерой, непогрешимой мерой, которой я могу измерить себя и сказать: «Да, отсюда до сюда – так-то». Её у меня просто нет. Поэтому, с одной стороны, да, наше служение иногда понятно и прогнозируемо - ничего удивительного. Но, с другой стороны, оно свидетельствует об очень своеобразных вещах, которые в нас происходят. Бог пожелал и явил Себя пастухам. Вопрос в том, как мы готовимся - безусловно. Но вопрос второй в том, что мы делаем, получив – он ничуть не меньше. Все мы с вами, слава Богу, дожили до этого дня, и уже, буквально, считанные часы нас отделяют от Рождества Христова.

Соответственно, а что мы будем делать, войдя в Него? Полбеды - что происходило нечто, пока мы готовились: и хорошее и плохое. А вот мы в нем, в этом дне. Как он изменит нас? Или не изменит нас никак? Вот этот вопрос мы должны себе задать, этим озаботиться и не думать о том, делал ли я - не делал ли я, готовился ли – не готовился.

Совершенно «дикие» слова говорит святитель Иоанн Златоуст на Пасху: «Придите все: постившиеся и не постившиеся». Казалось бы, так тогда зачем? Мы придем все не постившиеся, скажем: «Вот они, мы!». Вопрос не в этом. Понятно, что нужны наши усилия. Они нам нужны, они Богу не нужны. Но они нужны нам. Но везде в тех моментах, где мы оказались слабы и недостаточны, объективно силен и достаточен Бог. Нам нужно быть открытыми к Нему, тогда мы получим всё то, что должны были.

Поэтому, вот в эти часы, которые нам остаются, действительно зададим себе эти вопросы. Что я буду делать, когда наступит Рождество Христово? С чем я в него войду, и как оно изменит меня? Если не изменит никак, тогда получается, что конкретно для меня Христос родился напрасно: Он ничего не поменял в моей жизни. А зачастую не только для меня, но и для моих ближних, для которых я и есть самый единственный христианин, с которым они сталкиваются. Будем помнить об этом, правильно ответим себе на эти вопросы, и тогда мы не тщетно войдем в Рождество. Аминь.

Записала Анна Нестерова