Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь в Неделю 22ю по Пятидесятнице

01.11.2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее Евангельское чтение, несмотря на то, что оно достаточно известно, понятно и на слуху – это притча о сеятеле – содержит в себе один достаточно большой вопрос. Ученики спрашивают Христа: «О чем эта притча?». И Он отвечает совершенно удивительные вещи: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим – в притчах».

Какая же разница между теми, кому дано и кому не дано? Ведь внутри самого Евангельского текста мы видим - Христос говорит Своим обвинителям: «Я никогда не говорил тайно ничего». То есть Христа невозможно обвинить в каком-то низкопробном эзотеризме, как в своё время в начале 90-х прилавки магазинов наводнили книжки про белую, черную, зеленую и разных других цветов магию, а до сих пор в газетах мы встречаем объявления про то, что госпожа Эльвира, белый маг в седьмом поколении, исцеляет пупочную грыжу и делает ряд другого добра. То есть никакого «тайного знания», которое доступно одним и недоступно другим, Христос не предлагает. Но почему Он полагает противопоставление между одними и другими? Почему одним дано знать эти тайны, а другим не дано?

Здесь мы должны подойти к вопросу ответственности. Всякое знание рождает ответственность. Когда в толпе кричат «Врача! Врача!» и врача нет, то понятно, что мы бы хотели помочь и помочь не можем, мы не обладаем теми необходимыми навыками. Но если вдруг там стоит врач и он молчит, то совесть будет обличать его каждый последующий день его жизни, что он не подошел и не помог. Таково бремя ответственности.

Но аналогичным же образом и в отношениях с Богом. Христос обращает к людям притчи, надеясь хоть на какое-то понимание. Он берет простые и понятные сюжеты, чтобы они потом долго жили в голове. Каждый из слушавших Его видел, как сеятель сеет; из нас - пожалуй, уже, наверное, ни один. Но на тот момент это был сюжет из жизни. И даже если на тот момент слышащий услышал и ничего не понял, то этот образ еще долго будет ходить у него в голове и, может быть, в нужное время и в нужном месте или при встрече с нужным человеком он сработает, и понимание откроется. А с другой стороны, если этот образ не сработает и человек не поймет, чего хотели ему сказать, он будет свободен от ответственности. Не окажется того, что Господь вывалил максимум знания на того, кто его не искал, не хотел, не просил и не знает, чего с ним делать. Такое тоже может быть.

Но все мы с вами относимся к тем, кому однозначно дано слышать тайны Царствия Божия. Каждый из нас с вами разделяет ответственность этого знания. И если, может быть, кто-то на последнем Суде сможет сказать, что «Господи, я не знал», то ни к кому из нас это не относится. Это совершенно однозначный огонь, вложенный каждому из нас в руки. Он может либо согревать, либо жечь. Никаких других функций у него нет. И ровно от нас зависит, чего мы с ним будем делать.

В этом смысле окончание притчи – оно ровно совершенно рецепт: да, они в терпении получают свой плод – говорит Господь о тех, кто семена, упавшие на добрую землю. И, действительно, это та добродетель, которая взращивает всё остальное. И та, которой у нас, как правило, не хватает ни в каком виде. У нас нет её ни на ближних, ни на Бога, потому что ближние не таковы, какими бы мы хотели их видеть, они другие, они не похожи на нас, и поэтому мы их не терпим. Но и Бог ведет Себя так, как нам бы не хотелось, а точнее, нам бы хотелось, чтобы Он вел Себя совершенно по-другому. И не понимая, зачем Он делает так, а не иначе, как бы хотели мы, мы не терпим и Его. Но при всем при этом всякий родитель, который водил своего ребенка на прививки, или же на уколы, или на что-то еще, понимает, что, с одной стороны, для ребенка это жуть, ужас и кошмар, но, с другой стороны, только через это он обретает здоровье, другого пути нет. И донести это до него на каком-то этапе практически невозможно. Но я понимаю, что ему это нужно. И в этом смысле мы похожи на тех же самых детей, которые не верят в ценность этих прививок, ровно потому что не понимают.

Приложим усилия к тому, чтобы вот это ничтожное, хотя бы ничтожное терпение объективно стяжать и получить. Небольшое, проявляемое к ближним и к Богу, будет серьезным образом двигать нас вперед. Тогда мы окажемся действительно теми, кто не только слышит тайны Царствия Божия, а теми, кто их реализует. Ведь Христос озвучивает это не для какой-то интеллектуальной максимы, не для того, чтобы поразить нас, удивить или впечатлить, а для того, чтобы это реализовать. Он хочет, чтобы мир начал жить так. И во многом – не во всем, но во многом – в наших руках находится если не вечное нас и наших близких, то, как минимум, временное существование нас и наших близких. Не Бог, а мы превращаем свою жизнь в рай или ад, своими собственными руками. Аминь.
 
Записала Анна Нестеров