Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь на Крестовоздвиженье

27.09.2015
Проповедь на Крестовоздвиженье, 27.09.2015- свящ.Александр Сатомский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем с вами день воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, праздник, который, с одной стороны, входя в череду двунадесятых, к самим, казалось бы, евангельским событиям прямого отношения не имеет, он отстоит от них на несколько столетий. Однако, это день, когда была обретена одна из главных реликвий христианского мира – Честный Крест Господень. И, несмотря на очень сложных 2000 лет христианской истории, до сих пор ряд фрагментов этой реликвии хранится в разных монастырях и храмах христианского мира.

Когда мы подходим к вопросу о Кресте, очень часто мы встаем пред таким достаточно двойственным чувством. Наше, скорей неверное в данном случае, понимание рождает в нас определенный дискомфорт, рождает в нас определенное чувство вины: вот, потому что я такой плохой, Бог ради меня принял на Себя эти крестные страдания и смерть. С одной стороны, какая-то определенная часть правды, безусловно, в этом есть, в том плане, что мы понимаем, что Господь принимает на Себя грехи всего мира, пригвождая их к кресту.

И насколько разно в разных христианских традициях формируется вот это отношение к крестным страданиям. Можно привести в пример медитацианские практики католицизма, где человек представляет себе, как это происходило. И самый хороший пример подобной медитации на эту тему – это «Страсти Христовы» М.Гибсона, который просто подряд демонстрирует, как это было действительно. С другой стороны, может быть не всегда здоровый энтузиазм порождает протестантизм, что вот, ради тебя Бог сделал одно, другое, третье – теперь ты свят и спасён.

И мне кажется, мы должны прийти к вопросу о Кресте совсем с другой стороны: а где мы причастны к Кресту Господню? И вот здесь, наверное, мы рассмотрим это несколько в обратном ключе: скорее не мы будем причастны к Кресту, а Бог становится причастен нам через Крест.

Еще в Ветхом Завете Моисей говорил, что если Ты не пойдешь с нами, тогда всё бессмысленно, говоря об исходе из Египта. То есть вывести нас из дома рабства в дом свободы можешь Ты. Если Ты хочешь, чтобы я пошел и повел Твой народ, то иди перед нами. И действительно, Бог в виде огненного столпа или в виде столпа облачного шел перед Израилем.

Сегодня апостол Павел в своём послании озвучивает одну очень важную вещь: мир не познал Бога в лице премудрости, и поэтому Бог безумием проклятых решил спасти их. О чем он говорит? А ровно об этом: вот в рамках Ветхого Завета Бог открывается как Премудрость, как принцип устройства мира, как Красота, как гармония, как целесообразность, как закон. И в Ветхом Завете, в Книге притчей Соломоновых, в 8-й главе мы читаем как раз про то, как некая Премудрость сопутствует Богу от начала путей Мироздания, и сопутствует Ему еще раньше. Она наблюдает, как Он проводит черту бездн. Она веселится вместе с Небесными Силами, когда Бог устраивает этот мир. Кто она? Она не Небесная Сила, Она не одно из творений. Она и есть Сын Божий, о Котором Ветхий Завет прямо не говорит, но поднимает эти вопросы очень прикровенно. Но в таком виде мир не увидел Бога, не принял и не познал. И тогда Бог, действительно, безумием врывается.

В какой из религий мы бы могли услышать о страдающем божестве? Такого не бывает, это априори невозможно. Это принципиальное отличие Христа от всех остальных. Ни Кришна, ни Аллах, ни кто-либо еще, которые откуда-то оттуда, сверху, рассказывают людям, как им надо жить, не могут сравниться с тем Богом, Который  стал Человеком и прожил человеческую жизнь для того, чтобы изнутри спасти человечество.

Не случайно поэтому Новый Завет скажет, что суд, т.е. решение в рамках последнего Судного дня, когда каждый человек наследует благую вечность или вечность без Бога, что суд будет принадлежать не Отцу, а он будет принадлежать Сыну, потому что Он - Сын Человеческий, имея здесь в виду то, что да, мы можем сказать Богу: «А что Ты знаешь о страданиях? Вот я страдал в этой жизни, я видел в ней и боль, и горечь, и смерть. Но Ты-то вечен. Ты вечен и бесстрастен. Как ты можешь судить?». И вот поэтому суд над человечеством принадлежит Сыну, который видел боль, горечь и смерть. И победил каждую из них, будучи Человеком, показав тем самым, что при участии Бога человеку возможно это, и возможно большее.

Поэтому день сегодняшний, день, когда мы вспоминаем Воздвижение Креста Господня, мы должны принципиально вспомнить именно вот об этом. Да, с точки зрения логики, это безумие. Бог не может умалиться до человека. Он не может войти в бытие мира, не уничтожив мир. Однако, мы наблюдаем это на практике. И в этом смысле, действительно, Бог причастен нам через Крест. Каждый из нас имеет опыт страдания -  увы, но это факт – очень разный. И Бог имеет этот опыт точно так же. Мы же причастны Богу через воскресение, через него мы возвращаемся обратно, в свободу славы сынов Божиих, как говорит апостол Павел.

Таким образом, через жизнь Христа мы как бы взаимно причастны друг другу. Человек Богу, а Бог человеку. Поэтому столь ценен, столь важен этот Праздник. Поэтому столь важна память о Кресте Христовом. Она не должна рождать в нас каких-то смутных чувств, не должна рождать в нас непонимания, или комплексов, или вины, или чего-еще. Нет, мы должны понимать, что это действительно великий дар и великая благость. И аккуратно нести её в своих руках, не расплескав, и пронести её дальше. Ведь Бог не просто к нам причастен через это страдание крестное, Он предельно конкретно показывает, что страдание может быть в мире, но оно может и должно быть преодолено. И вот здесь дальше-то уже включаемся мы в эту причастность, т.е. а что дальше делаем мы, как члены Тела Христова, для того, чтобы страдания этого мира уменьшить? И поле для деятельности у нас с вами огромное, какое угодно я бы даже сказал. Мы можем начать с тех, кого мы тираним ежедневно – с наших ближних. Просто уменьшить их страдания от того, что перестать им дарить это страдание от самих себя. Это уже будет огромный прорыв. Когда мы справимся с этим, тогда мы сможем шагнуть дальше, в ту область, где, к глубокому сожалению, увы, царствует боль, разрушение и смерть, там, где надежды почти что и нет, она там никогда особо и не появлялась. Вот если мы туда донесем Свет Христов, значит, нашу жизнь мы прожили не зря. Аминь.