Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь в Неделю 11ю по Пятидесятнице

16.08.2015
Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице, 16.08.2015 - свящ. Александр Сатомский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о долге. И, удивительное дело, связывает этот долг с понятием Царства Небесного, Царства Божия. Христос говорит: «Вот, Царство Божие подобно ситуации, когда некий царь начинает взыскивать долги со своих должников. И к нему приводят некоего, который должен был безумное количество денег, просто невообразимое. И ему нечем отдать. И по просьбам, по слезным молениям царь прощает ему. И потом этот некто встречает своего должника, который должен ничтожную сумму денег, и отдает его судье, потому что тот не может ему отдать».

По  большому счету, к глубокому сожалению, наши отношения с Богом строятся примерно таким же образом. Мы можем не ходить далеко за примерами и рассмотреть всё это, банально, на примере самых близких нам людей, внутри семьи. Кому должны мы и кто должен нам. И вот здесь оказывается, что практически всегда мы поступаем именно по этой же схеме. Казалось бы, как так может быть, что человек  взял в долг бесконечную сумму денег и не может отдать теперь уже ничего, кроме своей жизни, жизни своей жены и своих детей - у него ничего нет.

Но не подобным ли образом мы  строим отношения с Богом, который нас наградил талантами разнообразнейшими? И мы можем просто задать себе вопрос: Что мы с ними сделали в течение жизни? Кому из этих даров мы уделили хоть сколько-нибудь? Среди нас нет бесталанных. Каждый из нас умеет неким особенным образом делать то, что не умеет никто другой. И более того, главный и универсальный талант, который дан каждому из нас - талант любить. И, как правило, он лежит на самом дне нашего сундука, и мы не обращаемся к нему практически никогда. Но считаем, что каждый должен вытряхнуть его из своего и отдать нам. Нас должны любить. И тогда, наверное, мы полюбим в ответ. Гарантий, конечно, мы не даем, но, может быть, полюбим.

И на примере семьи это проявляется самым жестким, самым болезненным образом. Когда человек, который должен тьму талантов, взыскивает со своего ближнего  - с мужа, с жены или с ребенка - ничтожную сумму. Мы не приходим к очень простым вещам, на которых вообще строится как брак, так и отношения с детьми: всякий другой имеет право быть другим. Звучит совершенно глупо, т.е. это такая очевидность, что о ней говорить как-то неприлично. Но подумаем, как часто мы это воплощаем в реальности? Никогда. Вопрос простой: почему мы осуждаем людей? - Они не такие, как я. Я - мера вещей. Те, кто похожи не меня - молодцы. Те, кто на меня не похожи - это ужас и зло, несчастные люди, им нужно срочно измениться. Я не допускаю, что другой имеет право быть не похожим на меня. А на самом деле, это нулевой уровень семейной жизни. Даже не первый. И, как правило, на этом же уровне начинаются и заканчиваются многие браки.  «Он не такой! Я хотел (или хотела), чтобы он был вот такой. А он не такой». Опять же, когда мы это проговариваем, мы ведь ощущаем всё безумие этих слов. Т.е. они лишены смысла начисто. Это априори понятно, что я один, а тот человек другой, и мы в принципе не можем быть одинаковыми. Люди, которые рождаются в одной и той же семье, да более того, близнецы или погодки - не важно кто - они все абсолютно разные. Как отец четырех детей, я могу вам на опыте это сказать. Но при всем при этом, понимая это головой, я никогда не впускаю это в сердце.

Будем помнить о том, что объективно Бог дал нам тысячи талантов, из которых мы введи в жизнь единицы. И из этих единиц дай Бог, хоть что-нибудь мы обратили не к себе, а к ближним. При всем при этом к нашему ближнему мы предъявляем ничтожные долги, вплоть до того, что он не так смотрит, не так говорит, не так ко мне обращается, не в то время это делает. Это становится поводом для ссор, скандалов и всего чего угодно, вплоть до распада семьи. Стоит ли одно другого? Если мы хотим быть подобными Богу, нам нужно вспомнить о том, что Бог прощает нас, должников с тьмою тысяч талантов. Тогда попытаемся простить ближнего за ничтожный долг.  Если мы вступим на этот путь, безусловно он будет сопряжен с достаточно большими для нас сложностями, потому что всякое прощение предполагает самоумаление. «Я прощаю тебя, не смотря на…» И мне кажется, что это «не смотря на нечто великое, хотя ты делаешь столь ужасные вещи (из серии того, что выдавливаешь пасту из середины тюбика), но так и быть, живи». Я, безусловно, утрирую, но зачастую наши обиды сводятся примерно к таким вещам. И здесь присутствует некое самоумаление, да. И мы зачастую боимся, а не будем ли мы потакать человеку? А вдруг от нашего подобного поведения он только испортится, станет хуже? Вот я постоянно спускаю ему одно, другое, третье. Он же распоясается! Посмотрим на другие примеры. Посмотрим на примеры людей, которые не прощают никому ничего, которые каждый конфликт доводят до последней точки. И мы поймем, что вариант любить и прощать или вариант добиваться своего до последнего находятся на двух разных полюсах, на одном из которых объективно находится Бог, а на другом - дьявол.  Если бы Бог доводил последствия каждого нашего греха до последней точки, не существовал бы никто из нас.

Постараемся не просто поиметь это в виду, а ввести в нашу жизнь. Постараемся дать хотя бы маленький зазор для прощения вот таких примитивных вещей и мы увидим, что с каждым последующим моментом этот зазор может и будет становиться больше. Аминь.

Записала Анна Нестерова