Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь Неделю 12ю по Пятидесятнице

23.08.2015
Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице, 23.08.2015 - свящ.Александр Сатомский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее  Евангельское чтение  исключительно хорошо характеризует наше с вами состояние. Можно сказать, что в нем даже присутствует, к глубокому сожалению, некий внутренний сарказм  относительно нас с вами. Если мы посмотрим на это повествование, то увидим, что на месте того юноши, который обращается к Христу, стоим конкретно мы и обращаемся к Богу с вопросом «Господи, а что мне нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?».  И, более того, ответ от Бога мы слышим. «Ты знаешь, что нужно делать: соблюди заповеди». И Христос перечисляет вторую половину из десяти заповедей Ветхого Завета, предполагая, что человек первую из них уже выполняет просто неукоснительно, что свои отношения с Богом он наладил хоть каким-то образом, и вот теперь он должен налаживать параллельно же отношения с ближними. И если ты сумел сделать и одно, и другое, то вот теперь, приблизившись к совершенству, закончи свой путь вот такими вещами: «Раздай свое имение, возьми свой крест и следуй за Мною!». И устами этого юноши мы отвечаем Богу (если перефразировать сегодняшнее Евангельское повествование):  «Господи, это очень радикально! Нет, я как бы всё понимаю. Я могу поститься дважды в субботу, я могу подавать кому-то милостыню, я могу делать одно, другое, третье… Но давайте вот без этого. Что значит «Раздай своё имение, возьми крест, куда-то иди?» И на самом деле, мы совершенно не берем в голову вот это маленькое противопоставление: мы спрашиваем про вечную жизнь и ради нее, по большому счету, не готовы пожертвовать ничем. Ведь более того, прежде чем приблизиться к той мере, чтобы полностью отринуть себя - а эти слова  Христа они именно об этом;  они не столько о богатстве как таковом; они о том, чтобы человек на самом деле сумел на каком-то определенном этапе забыть о том, что он один, первый, есть мера всех вещей. Но до этого должен быть пройден определенный путь, который, по большому счету, даже не озвучивается, а просто подразумевается Богом. Что ты уже сделал одно и другое и теперь можешь перейти к третьему.
И на пути этого нашего делания встает одна вещь. По большому счету, это наше собственное «Я», которое не готово пожертвовать ничем в своем удобстве. Оно примитивно до невозможности. По большому счету, мы можем даже сказать, что это наше «Я» - ложное, это не оно как таковое. Это не я. Это тот мой дурной двойник, который пытается постоянно пробиться в жизнь и действовать в ней моими руками. И я не должен ему это допустить. Когда я понимаю, что хорошо поступить в этой ситуации так, а в этой поступить иначе. На что вот это мое внутренне «Я» говорит: «Но я же хочу». Это единственный довод . «Я просто хочу. И я пойду и сделаю, как хочу. И не как нужно». Про том, что всё внутри меня кричит громким голосом, что сделать-то нужно вот так.  И я знаю, что нужно. Я, как правило, даже не ищу доводов. «Хочу» - это единственный из них. И потом, когда уже всё сделано и та моя половина «Я» успокоилась, тогда все эти доводы придут мне в голову. Тогда я либо попытаюсь себя оправдать, а потом с течением времени пойму, что оправдание ложное, и просто впаду в уныние. Вот и всё. И это простейшая схема, которая повторяется из раза в раз, из года в год. Нам нужно из неё выйти. Причем, именно нам. Обратите внимание, Христос в Евангелии не подходит к юноше, берет его за руку и говорит «Я знаю, что тебе нужно!» Это юноша походит ко Христу и спрашивает «А что мне сделать?».

Вот точно так же мы, собравшись здесь, уже спрашиваем Бога: «Господи, а как нам изменить нашу жизнь?» Это, как минимум, значит, что мы уже хотим и в чем-то можем её изменить. Более того, вот это наше состояние характеризуется очень неприятной вещью. Прп.Паисий Святогорец говорит, что у человека должно быть доброе беспокойство, т.е. он должен иметь добрую озабоченность о том, как бы ему угодить Богу и как угодить ближнему. Он должен об этом думать. И пытаться. В течение недели грядущей понаблюдаем за самими собой: сколько раз мы вообще подумали о том, что нашему ближнему может быть вообще что-то нужно от нас. Не когда мы подумали «А как бы ему угодить?», а когда мы хотя бы обратили внимание на его какую-то объективную нужду и помогли ему в этом. К сожалению, случаев этих мы насчитаем немного. Не потому, что наши ближние благоденствуют. Здесь совершенно не важно, кто в данном случае наш ближний: бомж ли это или миллиардер. Кто-то другой может благоденствовать определенным образом и нуждаться, так же, определенным образом.

Вот эту вещь мы должны научиться видеть и слышать. Это доброе беспокойство мы должны суметь приобрести. А всё ли я делаю для того, чтобы с Богом быть? А что бы я мог сделать еще? А всё ли я делаю в отношении своих ближних или хоть что-нибудь я делаю в отношении своих ближних? Это вопрос. Это беспокойство. Оно должно двигать меня вперед. Но, как правило, все моё «доброе беспокойство» - обо мне. Не притеснил ли меня кто? А вот тот человек, который сказал мне вот так, что он имел в виду? А может быть, там был скрытый смысл в его словах? И далее, далее, далее. И это всё превращает, на самом деле, в ад. По большому счету, мы создаем его себе сами регулярными, планомерными усилиями. Но ведь опомнимся: если мы сильны создать его себе, и трудимся так изо дня в день и из года в год, с той же успешностью, на самом деле, с абсолютно той же, мы можем создать и рай. Войдя в отношения с Богом и прикладывая те же самые усилия, только в другую сторону. Ничего не закрыто от нас. Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение пусть будет для нас совершенно конкретным побудительным мотивом к действию. Где оно, моё беспокойство? Обо мне или о ближнем? Обо мне или о Боге?

Я понимаю, что я, как кукушка, на самом деле, кукую об одном и том же. Но я надеюсь, что все-таки что-то из этого в нас взойдет. И тогда мы на самом деле увидим, что ведь если мы изменим наше отношение к ближним, наш мир изменится. Здесь, по большому счету, на самом деле, если перефразировать, это тоже неким образом эгоизм. Только добрый. Чтобы стало лучше мне, я делаю хорошо окружающим. И вот только тогда мне станет по-настоящему хорошо. Во всех остальных ситуациях я окажусь в проигрыше. Аминь