Храм Богоявления Господня

Видео - Проповедь на память 40 севастийских мучеников

23.03.2015
Проповедь в неделю 40 Севастийских мучеников ( 13 марта2015 год)

Сегодняшний день и сегодняшнее евангельское чтение ставят нас перед одним и тем же вопросом.

В сегодняшнем Евангелие мы слышим те слова Христа, которые разные толкователи относят обращенными к разным людям. Сама ситуация такова, что к Христу подходит отец и говорит, что вот я пришел чтобы получить исцеление для своего сына и ученики твои не смогли изгнать из него нечистого духа. Христос говорит: «Род лукавый и неверный доколе я терплю вас, доколе буду с вами? Приведите его ко мне». Есть мнение толкователей, что эти слова Христа далеко не к отцу, а, собственно, к тем самым, кто не смог изгнать нечистого духа. Действительно, мы можем сказать, что в массе своей мы серьезным образом испытываем долготерпение Божие. Сегодняшний день, когда мы вспоминаем память 40 мучеников Севастийских, ставит нас перед совершенно другим, совершенно обратным примером. 40 совершенно разных людей, о которых мы кроме всего прочего практически ничего не можем сказать. Какой была жизнь каждого из них конкретно? Среди них были уже и достаточно много прошедшие во своей службе люди и те, кто совсем недавно вступили на этот путь. Они все находились в разном статусе, в разном положении семейном, огромное количество отличий, более того мы не можем сказать какую внутреннюю жизнь они вели или не вели, мы знаем лишь то, что они были христиане, и на определенный момент времени не отказались от своего Бога. И мы видим 40 венцов Святости у этих 40 совершенно разных людей и паразительное единодушие в Севастийском образе. Таким образом, стоит не какая-то воинизированная часть, а стоит церковь Христова в лице 40 человек. Таким образом, и каждый приход, каждая христианская община должна быть такими же свидетелями Христовыми. Нас не мучает никто как правило, кроме нас самих. Вот маленькое наблюдение.

Задумываясь, к примеру, о мучениях адских, мы переживаем об огне, о неусыпающем черве, о чем-то еще или же помним мнение о том, что ад – есть место вне Бога, и место, где человек находится в одиночестве. И то, и другое, и третье пугает нас, но все это очень далеко от нашего опыта, и мы должны понять, что как царство небесное, так и ад очень близки  к нам здесь и сейчас. Если даже ад есть место, где нет Бога и где мы будем предоставлены сами себе, задумаемся и представим себе на одну минуту самые худшие состояния - ни когда нам было плохо, потому что нам это делали другие, а когда нам было плохо потому, что мы это делали сами. Когда мы впадали в гнев, в ненависть, во вражду. И что мы при этом чувствовали? Представим, что вот это чувство окажется там, где времени нет. И мы будем погружены в него из секунды в секунду и их нельзя будет сосчитать, потому что времени нет. Момент, когда ситуация изменится не наступит. Здесь мы можем передумать, отойти, попросить прощения. А вот наступит ситуация, в которой этого прощения не будет-это и есть настоящий ад. Приложим усилия, которые от нас зависят. И вот эти слова Христа: «Доколе я терплю вас?» обращены, собственно, к нам-нынешним христианам. Уж я не говорю про то, что нашими молитвами не воскресают мертвые. Но мы допускаем в своей жизни и в своих семьях то, чего в свое время не допускали даже язычники.

Подумаем над этим и вспомним о том, чего Христос от нас хочет, и сколь разными путями мы можем к этому прийти. Ведь он не требует, чтобы мы усреднились под нечто уникально абсолютное. Нет. Он говорит, сколько людей, столько и путей к спасению. Все очень разные. Но они все реальны и достижимы. Наша главная проблема в том, что мы объективно не верим в то, что можем сделать. И уж тем более не верим, что мы можем стать святыми. Я не говорю про то, чтобы прямо каждого второго писали на иконах. Я говорю совершенно о другом. О том, что реальная жизнь с Богом не то что доступна, она просто предложена Богом каждому. С самого утра у наших дверей стоит Бог, говоря: «Пройдем этот день со мной». И каким я его начинаю? Я начинаю его параллельно, вроде, с молитвы, а, параллельно с раздражения на ближнего. Я продолжаю его в трудах, а параллельно в осуждении. Я, вроде бы, заканчиваю его подведением итогов перед Богом, а с другой стороны в лености и небрежении, а с третьей стороны, в каких-то странных планах на день грядущий, не памятуя слов Никодима Святогорца: «Помни, кто даровал тебе утро, не связал себя обещание подарить тебе вечер».

Пример Севастийских мучеников, которые в таком, не побоюсь этого слова, огромном числе, приняв за Христа страдания и поношения наследовали вечность. Они были очень разными людьми. Явили то самое единство, о котором молится Христос между тайной вечерью и Гефсиманским садом: «Пусть они, Отец Мой, будут также едины, как мы с тобой». И мы можем сказать, что мы не едины даже сами с собой. Сколь много в нас раздирающих противоречий. Приведем в единство себя, войдем в единство с ближними и сможем войти в единство с Богом.

Записала Маргарита Есаян